Мобильное приложение Xabar.uz для Android устройств. Скачать ×

Олий Мажлис изнутри: каким он был в период однопалатного парламента

Олий Мажлис изнутри: каким он был в период однопалатного парламента

Дониёр Абдукадыров.

Фото: «Xabar.uz»

В правовом научно-практическом журнале Верховного суда Республики Узбекистан «Правосудие» («Одил судлов») опубликована статья ведущего юрисконсульта Компании Ucell Дониёра Абдукадырова.

Дониёр Хусанович обладает 18 летним опытом в сфере юриспруденции, в частности, долгие годы работал в национальном парламенте в качестве юриста, определенное время возглавлял Комитет по законодательству и судебно-правовым вопросам, осуществлял деятельность в качестве судьи Хозяйственного суда г. Ташкента, а также имеет научную степень кандидата юридических наук и опыт педагогической работы в Ташкентском государственном юридическом университете.

Работая корпоративным юристом Компании, на основе предыдущего парламентского опыта, осуществляет научное исследование для соискания ученой степени доктора юридических наук по направлению «Конституционное право» на тему: «Вопросы совершенствования правовых основ деятельности аппаратов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан».

«Взору обычного обывателя только бросается внешняя сторона деятельности парламента. Такая, как заседания, проводимые депутатами и сенаторами. Тогда как «закулисная» сторона этой деятельности, обеспечиваемая различными отделами и иными подразделениями аппарата парламента, часто остается вне поля зрения.

От слаженной работы внутриорганизационной структуры парламента зависит эффективность законотворческого процесса. Результатом данного процесса и являются законы, от качества которых зависит правоприменение, которым занимается каждый практикующий юрист, соответственно, это непосредственно влияет и на обеспечение защиты прав и законных интересов Компании», отмечает Дониёр Абдукадыров.

В статье также описывается деятельность законодательного органа Узбекистана в период однопалатного Олий Мажлиса Республики Узбекистан, что позволяет увидеть эволюцию вспомогательного аппарата во времени.


ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА УЗБЕКИСТАНА В ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДНОПАЛАТНОГО ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Правовой основой формирования и деятельности первого высшего представительного законодательного органа государственной власти независимого Узбекистана — однопалатного Олий Мажлиса, в первую очередь является Конституция Республики Узбекистан, которому были посвящены статьи 76 - 88 главы XVIII в редакции, предшествовавшей поправкам, внесенным по результатам всенародного референдума, проведенного 27 января 2002 года, и в соответствии с принятым на его основе Законом Республики Узбекистан от 24 апреля 2003 года № 470-II1, а также Конституционный Закон Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан»2, также действовавший до образования двухпалатного Олий Мажлиса по результатам выборов в декабре 2004 года.

Так, в соответствии со статьей 25 вышеупомянутого Конституционного Закона «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан», предусматривалось создание Секретариата Олий Мажлиса для обеспечения деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан, структура, штаты и порядок работы которого утверждались Председателем Олий Мажлиса, при этом предусматривалось, что трудовые отношения работников Секретариата не зависят от срока полномочий Олий Мажлиса.

Постановлением Кенгаша Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 18 апреля 2000 года №53-II утвержден нормативно-правовой акт, непосредственно регламентирующий деятельность Секретариата Олий Мажлиса, являвшегося, по сути, аппаратом первого парламента независимого Узбекистана, а именно Положение о Секретариате Олий Мажлиса Республики Узбекистан3.

Секретариат Олий Мажлиса пользовался нравами юридического лица и имел печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан4.

Положение о Секретариате предусматривало, что Секретариат работает под непосредственным руководством Председателя Олий Мажлиса, его заместителей и Начальника Секретариата.

Структурно Секретариат включал в себя:

  • Начальника Секретариата;
  • Аппарат при руководстве Олий Мажлиса;
  • Отдел по работе с комитетами;
  • Юридический отдел;
  • Контрольно-информационный отдел;
  • Отдел межпарламентских связей;
  • Отдел печати и переводов;
  • Общий отдел;
  • Финансово-хозяйственный отдел.

В составе отделов Секретариата могли быть образованы секторы, части, группы, иные структурные подразделения.

Секретариат был ответственен за:

  • организационное, информационное и материально-техническое обслуживание сессий Олий Мажлиса, заседаний его Кенгаша, комитетов и комиссий, других мероприятии, проводимых в Олий Мажлисе;
  • участие в подготовке проектов законов Республики Узбекистан, других актов Олий Мажлиса, его Кенгаша, комитетов и комиссий Олий Мажлиса;
  • учет и обобщение предложений и замечаний, высказанных на сессиях Олий Мажлиса, а также поступающих по проектам законов и других актов, направленных на согласование и вынесенных на всенародное обсуждение;
  • подготовку по поручению руководства Олий Мажлиса заключений по предложениям и замечаниям, высказанным на заседаниях Олий Мажлиса при обсуждении законопроектов и других вопросов, а также по вопросам, содержащимся в представлениях, вносимых в Олий Мажлис, его Кенгаш, комитеты и комиссии государственными органами и общественными объединениями;
  • подготовку материалов и предложений по вопросам, связанным с организацией контроля за исполнением законов, а также решений Олий Мажлиса и его Кенгаша, рекомендаций его комитетов, комиссий и поручений руководства Олий Мажлиса;
  • оказание содействия депутатам Олий Мажлиса в осуществлении их полномочий, организации контроля за рассмотрением и реализацией их предложений и замечаний;
  • подготовку материалов, связанных с опубликованием документов Олий Мажлиса, его Кенгаша, комитетов и комиссий, взаимодействие с редакциями парламентских изданий, другими средствами массовой информации по вопросам освещения деятельности Олий Мажлиса, его органов, депутатов и местных Советов;
  • изучение и обобщение опыта работы Совета народных депутатов;
  • работу с предложениями, заявлениями и жалобами граждан, поступающими в Олий Мажлис, комитеты и комиссии.

Какие функции выполнялись сотрудниками Секретариата Олий Мажлиса

Начальник Секретариата:

  • обеспечивал эффективную работу Секретариата, его отделов, нес персональную ответственность за выполнение функций, возложенных на Секретариат Олий Мажлиса;
  • организовывал подготовку информационных, справочных и иных материалов для руководства Олий Мажлиса, комитетов, комиссий, разрабатывал меры по улучшению информационного обеспечения деятельности Олий Мажлиса и его органов, внедрению современных методов и средств обработки и анализа информации;
  • организовывал подготовку проектов планов мероприятий, намеченных для проведения в Олий Мажлисе и его Кенгаше,
  • по поручению руководства Олий Мажлиса, предложениям комитетов, комиссий, фракций и блоков формировал проект повестки дня Кенгаша и вносил на рассмотрение руководства Олий Мажлиса;
  • докладывал руководству Олий Мажлиса вопросы, подготовленные в подразделениях Секретариата;
  • обеспечивал разработку мер по совершенствованию работы Секретариата, вносил на рассмотрение руководства Олий Мажлиса предложения по вопросам структуры, штатов и кадрового состава Секретариата, организовывал работу по повышению деловой квалификации работников Секретариата, укреплению служебной дисциплины;
  • представлял Секретариат Олий Мажлиса в государственных органах и общественных объединениях.

Отдел по работе с комитетами:

  • обеспечивал организационное, методическое, информационное и научно-консультативное обслуживание комитетов и комиссий, оказывал им повседневную помощь, содействовал комитетам и комиссиям в проводимых ими мероприятиях;
  • принимал меры по выполнению поручений руководства Олий Мажлиса и начальника Секретариата, обобщал материалы и предложения комитетов и комиссий по вопросам их деятельности, готовил информационные материалы;
  • содействовал комитетам и комиссиям в формировании рабочих групп для подготовки отдельных законопроектов, участвовал в работе над законопроектами, а также в подготовке законопроектов к опубликованию для всенародного обсуждения, в сборе, обобщении и анализе предложений, поступающих от депутатов Олий Мажлиса, государственных органов, общественных объединений и граждан, а также в подготовке к опубликованию текстов законодательных и других актов, принятых Олий Мажлисом;
  • по поручению руководства Олий Мажлиса и начальника Секретариата подготавливал проекты решений по вопросам, вносимым на обсуждение Олий Мажлиса и его органов, тезисы к докладам и выступлениям, осуществлял подбор необходимых справочных материалов;
  • в соответствии с планами работы Кенгаша Олий Мажлиса, комитетов и комиссий участвовал в подготовке вопросов для обсуждения в Кенгаше Олий Мажлиса, в комитетах и комиссиях. В этих целях организовывал сбор, обобщение и анализ информации, проверку исполнения действующего законодательства, изучение общественного мнения и зарубежного опыта;
  • осуществлял организационно-техническую подготовку заседаний комитетов и комиссий, в том числе приглашение членов комитетов и комиссий и иных участников заседаний, составление необходимых материалов на заседания, протокола заседания, доработку и редактирование принятых комитетами и комиссиями документов, рассылку их исполнителям и другим организациям, подготовку для опубликования сообщений о состоявшихся заседаниях и других мероприятиях в комитетах и комиссиях;
  • оказывал содействие комитетам и комиссиям в налаживании их связей и взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, а также с постоянными комиссиями местных Советов народных депутатов;
  • оказывал комитетам и комиссиям помощь в организации работы с документами, ее унификации на основе единой номенклатуры дел, учете корреспонденции, осуществлении контроля за прохождением документов и своевременным исполнением поручений руководства Олий Мажлиса.

Юридический отдел:

  • организовывал подготовку материалов и предложений по вопросам, вносимым на рассмотрение Олий Мажлиса, его Кенгаша, комитетов и комиссий;
  • изучал и обобщал практику развития законодательства Республики Узбекистан, анализировал работу по исполнению законов, готовил предложения по их совершенствованию;
  • анализировал вносимые на рассмотрение Олий Мажлиса проекты законодательных актов с точки зрения их соответствия Конституции Республики Узбекистан, ранее принятым правовым актам, давал юридические заключения по подготавливаемым комитетами и комиссиями законопроектам;
  • обеспечивал организационное и методическое обслуживание комитетов по законодательству и судебно-правовым вопросам, по вопросам обороны и безопасности в работе над проектами законов Республики Узбекистан, сборе, обобщении предложений и замечаний, поступающих от депутатов, комитетов и комиссий Олий Мажлиса, министерств и ведомств, общественных объединений и граждан по разосланным или опубликованным проектам законодательных актов. Обеспечивал комитеты и комиссии научно-консультативным обслуживанием со стороны ученых, практических работников правоохранительных, военных и других органов, оказывал содействие комитетам и комиссиям в установлении и укреплении связей с государственными, военными и правоохранительными органами, общественными объединениями, местными Советами народных депутатов в целях наиболее полного осуществления своих полномочий;
  • принимал участие в подготовке вопросов на заседания комитетов и комиссии, формировал рабочие группы, содействовал комитетам и комиссиям в проверке исполнения действующего законодательства, оказывал им помощь в разработке проектов решений, готовил к опубликованию принятые законодательные акты Республики Узбекистан;
  • консультирует по правовым вопросам депутатов Олий Мажлиса и в необходимых случаях выдавал справки по действующему законодательству;
  • подготавливал проекты постановлений Олий Мажлиса об утверждении указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности членов правительства, Генерального прокурора и его заместителей, об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления, а также об избрании и освобождении судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;
  • организовывал работу по изучению и обобщению поступающих предложений и замечаний по вопросам совершенствования законодательства Республики Узбекистан;
  • совместно с другими отделами Секретариата Олий Мажлиса готовил к изданию сборники, отдельные законы Республики Узбекистан;
  • организовывал подготовку информационных материалов, связанных с работой комитетов, комиссий, правоохранительных органов и судов республики.

Контрольно-информационный отдел:

  • обеспечивал организационное, методическое, информационное и научно-консультативное обслуживание комитетов и комиссий, оказывал им содействие в контрольно-аналитической работе;
  • обеспечивал организационное и информационное обслуживание сессий Олий Мажлиса, оказывал организационно-техническую помощь фракциям, блокам и другим депутатским группам Олий Мажлиса;
  • оказывал содействие депутатам Олий Мажлиса в осуществлении ими своих депутатских полномочий и обеспечивал их соответствующими информационными материалами;
  • обобщал поступившую Секретариат Олий Мажлиса информацию о работе депутатов Олий Мажлиса в избирательных округах, проведенных ими встречах с избирателями;
  • участвовал в разработке законопроектов и других документов нормативного характера, регулирующих порядок формирования и деятельности Олий Мажлиса, его комитетов, комиссий и местных представительных органов власти, органов самоуправления граждан, а также в подготовке других законопроектов;
  • организовывал подготовку материалов и предложений, связанных с оказанием методической и иной помощи в работе Советов народных депутатов;
  • изучал и обобщал практику работы и статистические данные о деятельности областных, районных и городских Советов народных депутатов, их постоянных комиссий, органов самоуправления граждан, содействовал распространению их опыта работы;
  • оказывал содействие местным представительным и исполнительным органам власти, избирательным комиссиям в организационно-технических мероприятиях по подготовке и проведению выборов в областные, районные и городские Советы народных депутатов, органы самоуправления граждан;
  • организовывал работу с поступающими в адрес Олий Мажлиса обращениями граждан, вел их учет и регистрацию, контролировал их рассмотрение в соответствующих государственных и других органах;
  • изучал и обобщал практику рассмотрения предложений, заявлений и жалоб в местных представительных органах власти, органах самоуправления граждан, готовил статистические и иные данные по этому вопросу;
  • организовывал прием граждан, обращающихся в Олий Мажлис;
  • регулярно анализировал и обобщал обращения граждан, результаты их рассмотрения, изучал причины, порождающие жалобы, готовил необходимую информацию;
  • подготавливал к изданию списки депутатов Олий Мажлиса, вел учет изменений анкетных данных депутатов;
  • готовил предложения по вопросам административно-территориального устройства и вел учет административно-территориальных единиц, вел дежурную карту по изменениям границ областей и районов.

Отдел межпарламентских связей:

  • организовывал подготовку материалов и предложений, связанных с разработкой вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, его Кенгаша, комитетов и комиссий законопроектов и других документов, касающихся международных отношений, а также ратификации или денонсации международных договоров и соглашений;
  • организует приемы зарубежных делегаций, отдельных государственных и политических деятелей, дипломатических представителей иностранных государственных и политических деятелей, дипломатических представителей иностранных государств, а также представителей международных организаций в Олий Мажлисе;
  • решает вопросы протокольного обеспечения пребывания парламентских делегаций, международных парламентских мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.), проводимых при участии Олий Мажлиса;
  • обеспечивает информационными, справочными и другими материалами выезжающих за рубеж с официальным визитом руководство, делегации и депутатов Олий Мажлиса;
  • поддерживает связь с соответствующими подразделениями Кабинета Министров, Министерством иностранных дел, Министерством внешнеэкономических связей, представительствами международных организаций и дипломатическим корпусом, аккредитованными в Республике Узбекистан;
  • обобщает материалы по вопросам межпарламентских связей Олий Мажлиса, поддерживает контакты с международными парламентскими институтами;
  • обеспечивает организационное, методическое, информационное и научно-консультативное обслуживание комитетов и комиссий, содействует проводимым ими мероприятиям;
  • осуществляет организационно-техническое, методическое и иное обслуживание депутатов Олий Мажлиса, выезжающих в зарубежные страны.

Отдел печати и переводов:

  • курировал вопросы деятельности редакций газет Олий Мажлиса «Халқ сўзи» — «Народное слово», «Нурли жол», «Овози тожик», осуществлял контроль за выполнением уставных требований редакциями этих газет;
  • организовывал подготовку материалов и предложений, связанных с разработкой вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, его Кенгаша, комитетов и комиссий законопроектов и других документов;
  • поддерживал связь со средствами массовой информации, обеспечивал в установленном порядке освещение деятельности Олий Мажлиса и его органов на страницах периодических изданий, по телевидению и радио;
  • обеспечивал перевод и редактирование законопроектов, а также других документов Олий Мажлиса, его Кенгаша, комитетов, комиссий и иных материалов, организовывал их опубликование в печати;
  • организовывал издание Ведомостей Олий Мажлиса, протоколов заседаний его Кенгаша, сборников документов, принятых Олий Мажлисом;
  • организовывал работу пресс-групп при Олий Мажлисе.

Общий отдел:

  • производил регистрацию, учет, оформление, размножение и рассылку актов Олий Мажлиса (законов, постановлений, протоколов, распоряжений и иных документов);
  • осуществлял прием, регистрацию, учет, распределение и доставку по принадлежности поступающей корреспонденции, а также исходящей корреспонденции;
  • в установленном порядке организовывал в структурах Секретариата Олий Мажлиса делопроизводство, обеспечивает режим секретности, анализирует состояние исполнительской дисциплины в подразделениях Секретариата;
  • обеспечивал совместно с другими отделами организационно-техническое обслуживание сессий Олий Мажлиса, заседаний Кенгаша Олий Мажлиса;
  • вел протоколы, стенограммы, звукозаписи заседаний Олий Мажлиса, его Кенгаша, комитетов и комиссий, других мероприятий, проводимых в Олий Мажлисе;
  • обеспечивал прием, учет и хранение дел, законченных производством, формирование текущего архива, передавал в установленном порядке дела и документы в Государственный архив Республики Узбекистан;
  • руководил работой бюро стенографии и машинописи и электрокопировального бюро, организовывал печатание и размножение материалов комитетов и комиссий, подразделений Секретариата;
  • организовывал работу библиотеки Олий Мажлиса;
  • по поручению руководства Олий Мажлиса и начальника Секретариата готовил проекты распоряжений;
  • осуществлял работу по оформлению и хранению личных дел и трудовых книжек депутатов, работающих в Олий Мажлисе на постоянной основе, и работников Секретариата.

Финансово-хозяйственный отдел:

  • обеспечивал финансовое, материально-техническое и хозяйственное обслуживание деятельности Олмй Мажлиса, его Кенгаша, комитетов и комиссии, депутатов Олий Мажлиса, а также Секретариата Олий Мажлиса;
  • подготавливал на рассмотрение руководства Олий Мажлиса и начальника Секретариата проекты смет расходов, связанных с деятельностью Олий Мажлиса и его органов, отчеты об их исполнении;
  • совместно с Отделом межпарламентских связей организовывал приемы в Олий Мажлисе парламентских и иных делегаций, решал организационно-технические вопросы, связанные с направлением делегаций Олий Мажлиса в зарубежные страны;
  • обеспечивал изготовление удостоверений и нагрудных знаков депутатов Олий Мажлиса и местных Советов, а также удостоверений личности депутатов, работающих в Олий Мажлисе на постоянной основе, и работников Секретариата;
  • обеспечивал надлежащее функционирование электронной системы «Рада-Мажлис», локальной компьютерной сети Олий Мажлиса, а также другой организационной техники;
  • вел работу по созданию условий труда, быта и медицинского обслуживания депутатов, работающих в Олий Мажлисе на постоянной основе, и работников Секретариата;
  • курировал вопросы работы зоны отдыха Олий Мажлиса.

Секретариат Олий Мажлиса, его отделы, выполняя возложенные на них функции:

  • вносят на рассмотрение руководства Олий Мажлиса предложения по вопросам своей деятельности;
  • запрашивают у соответствующих государственных органов и общественных объединений необходимые для работы документы и материалы;
  • проводят совещания с представителями государственных органов, общественных объединений и научных учреждений для участия в подготовке законопроектов и других вопросов, вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, его Кенгаша, комитетов и комиссий;
  • направляют по принадлежности в государственные органы и общественные объединения для рассмотрения предложения, заявления и жалобы граждан, а также другие материалы.
  • Секретариат Олий Мажлиса, его отделы осуществляли связь с соответствующими подразделениями аппаратов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского хокимиятов, оказывали им методическую, консультативную и иную помощь.

Сотрудники Секретариата Олий Мажлиса

Начальник и работники Секретариата Олий Мажлиса назначаются и освобождаются от должности Председателем Олий Мажлиса.

Заведующие отделами Секретариата Олий Мажлиса:

  • осуществляют руководство деятельностью соответствующих подразделений Секретариата и несут персональную ответственность за выполнение функций, возложенных на эти подразделения;
  • распределяют обязанности между работниками, обеспечивают организованность и слаженность работы, соблюдение служебной дисциплины, отвечают за выполнение работниками функциональных обязанностей и порядка ведения делопроизводства;
  • докладывают начальнику Секретариата Олий Мажлиса вопросы, подготовленные в соответствующем отделе Секретариата;
  • участвуют в заседаниях Кенгаша Олий Мажлиса, комитетов и комиссий;
  • представляют соответствующие подразделения Секретариата на совещаниях у Председателя и начальника Секретариата Олий Мажлиса.

Заместители заведующих отделами выполняют функции соответствующих руководителей подразделений в их отсутствии, а также руководят порученными им участками работы.

Заведующие секторами, старшие референты, референты и другие ответственные работники Секретариата Олий Мажлиса:

  • обеспечивают своевременное качественное выполнение порученной работы и ее организацию на соответствующем участке в соответствии с функциональными обязанностями и должностными инструкциями, несут за это персональную ответственность;
  • выполняют задания и поручения соответствующего комитета, комиссии, начальника Секретариата, заведующего отдела и его заместителя.

Технические работники Секретариата Олий Мажлиса:

  • выполняют возложенные на них функциональные обязанности, поручения руководителей комитетов и комиссий, начальника Секретариата, заведующего отделом, его заместителя, заведующего сектором, а также руководителя соответствующей группы или участка;
  • участвуют в служебных совещаниях по вопросам, касающимся их работы;
  • вносят в случае необходимости руководству соответствующего комитета, комиссии, Секретариата, отдела, а также заведующему сектором, руководителю группы или участка предложения по вопросам, связанным с их работой.

ДОНИЁР АБДУКАДЫРОВ,
к.ю.н., самостоятельный соискатель кафедры «Конституционное право» Ташкентского государственного юридического университета

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Вход

Заходите через социальные сети