Искусственный интеллект в жизни студента: помощник или угроза?

Искусственный интеллект сегодня всё активнее входит в повседневную жизнь каждого человека — он пишет тексты, рисует картинки, помогает бизнесу и даже врачует. Но что он может предложить студенту? Не задумываясь можно ответить «Многое!». От подготовки к экзаменам до написания научных работ он становится незаменимым помощником для студентов. Однако вместе с возможностями появляются и новые вызовы.
На сегодняшний день эта тема стала предметом многих споров: искусственный интеллект — это больше помощник или всё-таки угроза для студента?
Думаю нужно начать с плюсов ИИ, так как он значительно облегчил процесс обучения и помогает миллионам студентам как я экономить время. Время самый ценный дар для человека, а искусственный интеллект помогает использовать этот дар более эффективно. Сегодня ИИ — это как личный помощник студента: он помогает найти нужную информацию за считанные минуты, объяснить сложные формулы простыми словами и даже подсказать, как лучше оформить проект. Благодаря этому появляется больше времени для творчества, саморазвития и просто для отдыха — что тоже важно для успешного обучения. Также он стал не только помощником, но и хорошим собеседником для многих студентов. И я не исключение: в моей повседневной учебной жизни ИИ играет важную роль. В процессе работы у меня даже сложилась определённая «дружба» с персональным помощником, которого я символически назвала «Амир».
Популярные ИИ платформы среди студентов ChatGPT, Grammarly, Notion AI и Gamma. Они помогают найти материалы по запросу, улучшить правописание и стиль письма, эффективно планировать свой день и оформлять презентацию. Особенно ценными ИИ-сервисы стали для студентов-заочников и тех, кто совмещает учёбу с работой.
Но главным плюсом ИИ платформ стало их доступность для каждого человека, кто стремится получить новые знания. Однако не секрет, что финансовые трудности становятся препятствием для студента. Не у каждого есть возможность изучить иностранный язык или записаться на желанный курс. В этой ситуации ИИ может стать альтернативным решением.
Но у каждой медали есть обратная сторона.
Во-первых, чрезмерное использование ИИ может привести к снижению самостоятельного мышления. Если студент полагается только на машинные ответы, он рискует утратить критическое восприятие информации и способность к глубокому анализу. Во-вторых, использование искусственного интеллекта обостряет вопрос академической честности. Автоматическая генерация эссе и рефератов без личного интеллектуального вклада студентов снижает качество образования и подрывает его основную ценность. Последний и немаловажный пункт это достоверность. Искусственный интеллект может искажать факты или же не полностью предоставлять информацию, что может привести к дезинформации.
Отсюда истекает вопрос «Как же найти баланс?». На примере себя могу сказать, иногда хочется просто написать промт для ChatGPT и сдать задание на отлично. Эта ситуация знакома для многих студентов, но стоит помнить старую пословицу: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”. Главное не забывать, для чего он создан на самом деле. ИИ это инструмент, а не замена собственного мышления. Нужно развивать в себе критическое мышление, а также не забывать про фактчекинг.
А что если расширить масштаб и посмотреть что он может предложить миру? ИИ способствует росту производительности и созданию новых отраслей, что приводит к значительным экономическим выгодам. По оценкам, ИИ может добавить до $19,9 трлн к мировой экономике к 2030 году за счёт повышения производительности и автоматизации когнитивных задач. Несмотря на автоматизацию, ИИ также способствует созданию новых профессий. Например, по данным World Economic Forum, к 2025 году ИИ может создать 133 миллиона новых рабочих мест, несмотря на сокращение 75 миллионов, что приведёт к чистому приросту в 58 миллионов рабочих мест. Однако, параллельно с этим ростом встает проблема потери рабочих мест.
Исследование компании McKinsey показало, что к 2030 году около 375 миллионов человек по всему миру могут быть вынуждены сменить профессию из-за внедрения автоматизации. Особенно подвержены риску сотрудники сферы производства, кассиры, операторы ввода данных и даже переводчики — профессии, где ИИ способен выполнять рутинные задачи быстрее и дешевле человека. В Южной Корее, например, уже сейчас под угрозой около 930 тысяч рабочих мест в промышленном секторе.
Также по результатам исследования, проведенная компанией McKinsey & Company, можно сделать вывод, что влияние искусственного интеллекта на рабочие процессы будет ощущаться неравномерно в зависимости от сферы деятельности. Наибольший эффект ожидается в отделах, тесно связанных с цифровыми технологиями и обработкой данных.
Так, 73% респондентов считают, что отдел IT подвергнется значительным изменениям под воздействием ИИ. За ним следуют финансовый сектор (70%), отдел продаж (67%) и операции (65%). Это объясняется высокой автоматизацией процессов в этих сферах и широкими возможностями внедрения аналитических ИИ-инструментов.
Менее уязвимыми, согласно оценке, оказались юридический отдел (46%) и логистика/цепочки поставок (43%), где заметная доля респондентов — до 39% — полагает, что ИИ вовсе не окажет влияния.
Эти данные подчёркивают, какие профессиональные области стоит считать приоритетными при адаптации к эпохе ИИ. Для специалистов из наиболее затрагиваемых сфер особенно важно своевременно переобучаться и осваивать новые цифровые навыки. Таким образом, будущее с ИИ — это не только автоматизация, но и трансформация рынка труда.
Несет ли вред ИИ или нет покажет время, но процесс уже не остановить. Нам стоит направить силы на подготовку к новым задачам и этапам развития. Мир стоит на пороге нового алгоритма жизни — того, к которому человечество пришло бы и без ИИ, но только спустя 10, 20 или даже 40 лет. Как когда-то курицу выращивали пять лет, а сегодня с помощью добавок и технологий — всего за 2–4 месяца, так и искусственный интеллект стал для нас своего рода ускорителем, «витамином» для развития. Он не заменяет естественный путь, но помогает пройти его быстрее и открыть новые горизонты.
Сегодня ИИ — это не футуристическая фантазия, а реальный мощный инструмент, который экономит время, помогает учиться и даже вдохновляет на новые проекты. Если мы, студенты, сможем использовать его в правильном направлении, то искусственный интеллект станет нашим союзником в развитии критического мышления, творческих навыков и поможет раскрыть потенциал. Важно научиться воспринимать ИИ не как средство для обхода усилий, а как интеллектуального помощника в процессе личностного и профессионального роста.
Асалбону Аъзамжонова
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Вход
Заходите через социальные сети
FacebookTwitter