The Guardian: Глобальная война за интернет началась
Можно хотя бы на мгновение отложить в сторону сравнительно приходскую драму под названием Brexit, подумать о гигантском рое человечества, который пользуется интернетом, и оценить одно из главных измерений того, как 4 миллиарда из нас проводят свою жизнь. Это история 21 века, но она — звонок и для тех, кто достаточно стар, чтобы помнить Холодную войну. То, как люди понимают собственный опыт и события в широком мире, все больше зависит от версии интернета, который они используют.
С одной стороны – система, которую используют в Китае и которая производит большое количество личных данных для гигантского государственного аппарата слежки и цензуры, пишет The Guardian.
Эта модель опирается на два онлайн-гиганта, чьё доминирование частично выросло благодаря тому факту, что китайская культура потребления опирается не так на расчет смартфоном, как на старомодные пластиковые карты. Это конгломерат из компании Alibaba, занимающейся электронной коммерцией, и компании Tencent, которая владеет сервисом WeChat с ее более чем миллиардом ежедневных пользователей. Они делают очень много вещей, которые, кажется, были бы невозможны в обществе без них. Они проводят платежи, поддерживают социальную сеть, помогают обмениваться сообщениями, организовывать бронирования для путешествий и играть в игры.
По другую сторону от современной линии разграничения в электронном мире – версия интернета, которая возникла на Западе и теперь распространяется по всей планете. Она опирается на Google и Facebook. Эти гиганты тоже питаются горами личной информации, но при этом позиционируют себя как воплощение личной свободы и либеральных ценностей несмотря на то, что они содержат в своей структуре социальную модель, известную сегодня под названием «капитализм слежения».
Один из главных вопросов нашей эры заключается в том, какая из этих моделей станет господствующей не в последнюю очередь для половины человечества, которая пока не подключилась к сети. Торговая война Дональда Трампа задает четкий тон настроениям. Но электронная битва не сводится к тому, что китайские платформы пытаются догнать своих американских коллег. Она более заметна в напряжении, которое возникло в измерении инфраструктуры, особенно когда речь идет о деятельности ІТ-гиганта Huawei. Но достаточно взглянуть на масштабы технического инвестирования Китая в Индии и Африке, перспективу начала схватки между Alibaba и Amazon или международной конкуренции между Uber и китайским аналогом Didi, чтобы почувствовать вкус будущего. По всему миру все чаще геополитика сводится к тому, кто будет наиболее влиятельным технологическим игроком: США или Китай.
Тем временем, доминирование американских корпораций в жизни Запада подвергается сомнению, как никогда раньше. Один из главных претендентов на роль кандидата в президенты США от демократов Элизабет Уоррен говорит, что хочет разбить Facebook, Google и Amazon на более мелкие компании. Такие же настроения распространяются в Конгрессе. Учитывая «Общее постановление о регулировании данных», которое называют правом на забвение, и штраф в размере 1,5 миллиарда евро, которым Еврокомиссия обложила Google (за принуждение пользователей давать согласие на то, чтобы они не получали рекламу от других поисковых систем), Евросоюз, кажется, ушел далеко вперед. Если кто-то до сих пор лелеял стереотипы о депутатах и регуляторах на Западе, которые едва способны включить свои телефоны, то очень скоро эти представления радикально изменятся.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Вход
Заходите через социальные сети
FacebookTwitter