Рихсивой Аббосхонов: «Принимаемые по нашей сфере решения не находят практической реализации» (видео)
Принимаемые решения касательно деятельности типографий, печатающих книги шрифтом Брайля, должным образом не исполняются, говорит главный редактор такой типографии Рихсивой Аббосхонов. «В школах для таких, как мы, не хватает учебных принадлежностей: в отличие от обычных школ, где пользуются ручками и карандашами, в наших школах применяются специальные тетради, грифели для письма, которыми школьники не обеспечиваются. Такие учебные принадлежности для незрячих в Узбекистане не производят», говорит собеседник.
- Здравствуйте, Рихсивой-ака, рады видеть вас здесь. Расскажите, пожалуйста, о шрифте Брайля.
- Шрифт назван в честь француза Луи Брайля, который в 1809 году изобрел рельефно-точечный шрифт для незрячих. Шрифт состоит из шести точек, различные комбинации которых соответствуют определенной букве алфавита, они читаются тактильным методом, пальцами. Этот шрифт называется шрифтом Брайля. Незрячие по всему миру, в частности у нас учатся и читают, используя этот шрифт.
В 1949 году в нашей стране была создана типография, которая выпускает и доставляет читателям печатную продукцию с шрифтом Брайля – учебники, журналы, художественные книги.
- Как началась ваша деятельность в этой типографии, сколько уже вы там работаете?
Я начал работать в типографии с 1993 года, обычным наборщиком. Сегодня я главный редактор.
Каковы основные проблемы, с которыми сталкивается типография?
По большей части нам мешает то, что решения, принимаемые по нашей части, не находят практической реализации. К примеру, в 2014 году было принято постановление о внедрении в нашей типографии новых технологий стоимостью более 450 тысяч долларов. Без исполнения осталось и принятое в 2007 году решение о выделении средств в рамках госпрограммы «Год социальной защиты». В марте текущего года вышло постановление Кабинета Министров №247. Данное постановление было об организации Дома печати шрифтом Брайля, однако срок его исполнения истек в октябре.
Все наши усилия сейчас ориентированы на высшее и среднее специальное образование, а работа по обеспечению нужд слабовидящих полностью остановилась. Необходимо повышать качество учебников, сделать так, чтобы на 100 процентов учебниками были обеспечены прежде всего учащиеся. Нет качественной системы их доставки. В школах для таких, как мы, не хватает учебных принадлежностей: в отличие от обычных школ, где пользуются ручками и карандашами, в наших школах применяются специальные тетради, грифели для письма, которыми школьники не обеспечиваются. Такие учебные принадлежности для незрячих в Узбекистане не производят.
Незрячие, учащиеся в средних специальных и высших учебных заведениях, также не обеспечиваются. Для их нужд необходимо обеспечить информационные центры, библиотеки книгами с шрифтом Брайля, или же принтерами, печатающими этим шрифтом. Если типография не может обеспечить учебниками, то студенты могли бы сами распечатать в виде конспектов. Закрылись звукозаписывающие студии, нужно их восстановить. В целом, есть множество проблем, которые предстоит решить.
Мы в основном выполняем государственные заказы. Министерство финансов выделяло нам деньги в основном на сырье и заработную плату. Мы столкнулись с трудностями в вопросах содержания управленческого аппарата, капитального ремонта зданий, обновления существующих и внедрения новых технологий.
- Помимо финансов важную роль играют кадры. Как решается этот вопрос?
У нас специалисты готовятся по традиции «мастер-ученик», так как в учебных заведениях, где обучают в области типографии, нет отдельной специальности по печатанию шрифтом Брайля. Специалиста мы готовим сами, повышаем квалификацию в аналогичных типографиях за рубежом. Наши основные партнеры в этих вопросах – организации России и Германии.
Если пять лет назад у нас работало 25 человек, сегодня заняты 42 человека.
- Мы видим здесь книги: «Математика», «Мир вокруг нас», «Английско-узбекский словарь» и «Азбука», которая в вашей руке. Сколько времени уходить на издание одной такой книги?
Сейчас очень велика потребность в нашей продукции, поэтому мы пользуемся как современными, так и устаревшими технологиями, от которых мы не можем пока отказаться. Современных технологий недостаточно. Поэтому одновременно используем обе методики. Чтобы получить одну книгу объемом 10 печатных листов, нам требуется 3 месяца. Что касается средств, то сегодня книга, которая в моей руке, при тираже в сто экземпляров стоит 61 тысячу сумов.
Пять лет назад мы за год изготавливали учебники и печатную продукцию 8-10 наименований, а сегодня это показатель достиг 21. Но это не покрывает всей потребности. Для полного удовлетворения потребности необходимо печатать от 100 до 120 наименований печатной продукции. Сейчас наша работа покрывает лишь 15 процентов потребности.
- Есть ли в Узбекистане специальные библиотеки для незрячих? В каком они состоянии?
В настоящее время в нашей стране действуют 102 специальные библиотеки. Они не обеспечены достаточным количеством художественной литературы. Деятельность некоторых началась только недавно, но в целом в их работе нет системности.
Думаю, что необходим единый правовой документ, который бы упорядочил все недостатки. Этим документом необходимо предусмотреть не только издание печатных средств, но и все вопросы, прежде всего, по организации Печатного дома, оснащения его технологиями, подготовке и переподготовке кадров для него. Так как подготовка специалиста осуществляется исходя из существующей технологии. Затем Печатному дому будут нужны льготы по налогам, коммунальным платежам за электричество, газ, воду. Необходим отдельный правовой акт, который определит такие льготы, решит вопрос, связанный с обеспечением сырья, решит все вопросы. Это мое мнение.
- В чем ваша основная цель работы в качестве главного редактора типографии для незрячих?
Наша основная цель – помочь себе и таким гражданам, как мы!
Беседовал Хикмат Пулатов
Источник: turon24.uz
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Вход
Заходите через социальные сети
FacebookTwitter